Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник
"У Чессельмана в его «Курильщице» изображены только губы с прилипшей к ним сигаретой – чисто функциональный, однозначный признак; остальное лицо аннулировано за ненужностью. Особенно показательны эксперименты, которые проводил Уорхол с лицом одной из самых популярных «звезд» – Мерилин Монро, – бесконечно повторяя, тиражируя ее губы (их изображение или отпечаток?), утратившие, благодаря этой повторяемости, свою неповторимость, принадлежность именно ей, ставшие стандартным образцом, навязчивой рекламой, штампом. Даже ее лицо, многократно повторенное, – словно некий «звукоуловитель» ее образа, встречающегося на улицах, на афишах, на рекламах, навязчиво внушая себя даже не зрителям, а прохожим, проезжим, по-разному окрашенное, словно расцвеченное огнями городской рекламы, – это просто сумма утомительного множества слагаемых, не способных соединиться в образ. Такой портрет ни к кому не обращается, как радио или телевидение, он вещает в пространство: Всем! Всем! Всем! Портрет теряет своего адресата.
В конце ХХ века человек уходит из искусства как неповторимая индивидуальность, как портрет. Он «вычеркнут», как в картине Клее, где поле многоцветных кубиков перечеркнуто крест на крест жирной черной линией. Картина называется «Вычеркнутый из списков». Портрет как образ единичного все настойчивее вытесняется изображением множественного – однообразные, расположенные правильными рядами фигурки. В искусство входит тема толпы, одинаковых фигур с пустыми овалами лиц. Отдельный человек исчезает в «популяционной давке»".